Мотошлем или мотоциклетный шлем: как сделать своими силами настоящий мото-атрибут?
Мотошлем – вещь первой потребности для каждого мотоциклиста. Конечно, можно просто приобрести этот аксессуар в первом попавшемся магазине. Но для настоящих любителей и ценителей хендмейда нет ничего невозможного, поэтому создание мотошлема не будет иметь для них никаких препятствий. Изготовленный своими руками шлем будет иметь очевидные преимущества перед покупаемым, а именно:
он будет идеально учитывать все анатомические особенности головы и иметь безупречную посадку; мотоциклист с опытом сможет воплотить в рукотворном шлеме все свои идеи и видения этого изделия; такой шлем точно будет единственным и неповторимым, а его форма может иметь самые причудливые очертания; самодельный мотошлем позволит сэкономить некоторую сумму денег, потому что он в любом случае будет дешевле, чем покупаемый аналог.
Подготовка к работе
При изготовлении мотошлема применяются достаточно токсичные и опасные для работающего материалы. Итак, чтобы не повредить своему здоровью, расположите свое место на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении или имеющем систему вентиляции. Непременно позаботьтесь о наличии респиратора, защитных очков, перчаток из тонкой резины, защитного фартука, шапки или банданы.
Рядом с рабочим местом поставьте сосуд с чистой подогретой водой, которую можно промыть глазами или кожей при случайном попадании опасного вещества. Для работы приготовьте следующие материалы:
Эпоксидную (полиэфирную) смолу – около 2 кг. Стеклоткань АСТТ-6 – 5 м. Стеклосетку – 2 м. Кусок натуральной или качественной искусственной кожи – около 0,5 м (можно использовать ненужную куртку). Полоску трикотажной ткани. Несколько листов оргстекла. Специальный твердеющий пластилин. Мастику из воска (можно взять «Эдельвакс») или парафин. Болванка из пенопласта или дерева. Старые газеты. Клейстер из крахмала (немного). Большой кусок хлопчатобумажной ткани. Болты М3. Рашпили и наждачная бумага с маркировкой "0".
Изготовление мотошлема
Прежде чем приступать к работе, крайне необходимо продумать будущий дизайн мотошлема до малейших мелочей. Более того, не полагайтесь только на воображение, нарисуйте желаемую модель в трех проекциях на бумаге, вычислите и укажите на рисунке нужные размеры. От четкости и продуманности этого рисунка зависит качество конечного результата. Специалисты рекомендуют делать шлем закрытого типа, потому что он имеет существенные преимущества по надежности. Учтите также тип забрала (визора): откидной вариант более удобен, но более сложный в изготовлении по сравнению с наглухо закрытым.
Изготовление болванки
Перед началом работы нужно снять мерки с головы. Лучше всего делать это с помощью мягкой проволоки, которая хорошо держит форму. Снимите три мерки: первую – по обхвату головы через виски, вторую – от уха до уха через темя, третью – от затылка до носа через темя. Оставьте полученные проволочные дуги изогнутыми и сделайте по ним так называемую болванку – манекен для будущего шлема. Она может быть из пенопласта, из дерева или из художественного пластилина.
Если у вас нет достаточного количества материала для заготовки, воспользуйтесь обычной стеклянной банкой вместимостью 3 л. Облепите ее пластилином, формируя необходимые размеры болванки и увеличив мерки на 2 см. Припуск на лбу сделайте еще больше, чтобы исключить контакт визора с кончиком носа.
Далее пора вспомнить школьные уроки труда и технику папье-маше. Сварите крахмальный клейстер и обклейте всю болванку двумя или тремя слоями мелких кусочков старых газет. Оставьте всю конструкцию в покое до полного высыхания всех слоев. За это время можно подготовить стеклоткань, порезав ее на небольшие полоски.
Изготовление скорлупы мотошлема
Как только все слои папье-маше высохнут, нанесите на болванку тонкий слой парафина, винилового спирта или мастики. Это облегчит отсоединение готового мотошлема от болванки. Следующий этап – изготовление скорлупы шлема. Для этого нужно оклеить болванку подготовленными полосками стеклоткани, пропитывая их эпоксидным клеем. Это нужно делать очень аккуратно. Каждую полоску приклеенную полоску тщательно разглаживайте жесткой кисточкой или даже пальцами, не забыв предварительно надеть перчатки для защиты рук. размещайте полоски стеклоткани так, чтобы каждая последующая на 2 см перекрывала предыдущую. Ни в коем случае не допускайте пробелов, иначе гладкой идеальной поверхности вы получите что-то кривое и горбатое. Наложите полоски в шесть слоев, а поверх них приклейте два слоя стекло сетки. Эту работу делайте особенно аккуратно, чтобы исключить наличие морщинок, складок и других дефектов.
Проклеенную болванку просушите в течение 3 дней при комнатной температуре. После этого приступайте к последнему этапу – придание шлему идеальной гладкости. Это достигается путём обработки поверхности наждаком и рашпилем. Обязательно защитите открытые участки кожи, органы дыхания и глаза от неизбежной пыли.
Чтобы придать оргстеклом необходимую форму, его надо нагреть. Это можно сделать над пламенем обыкновенной газовой плиты. После нагревания плотно прижмите оргстекло к передней части шлема, чтобы придать ему нужную форму. Если не удается сделать это с первого раза, попробуйте снова. Оргстекло не должно испытать от этого повреждения.
Пора снять нашу скорлупу с болванки. Не исключено, что некоторые участки поверхности болванки достаточно крепко приклеились к шлему. Если снять скорлупу невозможно, попробуйте растопить воск или парафин, отделяющий болванку от шлема. Используйте для этого теплую воду, налив ее в щели между скорлупой и болванкой теплой воды. Другой вариант – это использование для отделения тонких деревянных клиньев.
Теперь вырежьте из оргстекла узор нужного размера и прикрепите его к шлему. Самый простой вариант – это крепление наглухо, хотя он не очень удобен в использовании. Забрало крепится шестью болтами М3 с плотными прокладками из резины.
Чтобы в шлеме не было слишком горячо, обустройте несколько вентиляционных отверстий. Можете воспользоваться информацией о вентиляционных системах лучших мотошлемов. После этого покрасьте мотошлем качественной краской выбранного цвета.
Теперь вам остается только покрасить ваш мотошлем качественной эмалью.
Пошив подшлемника
Обязательная деталь качественного мотошлема – подшлемник. Лучший вариант для его изготовления – натуральная кожа. Основой подшлемника является кожаный обруч, длина которого равна обхвату головы, измеренному через виски и увеличенному на 1-2 см. Купол подшлемника образуют два ремешка, которые прикрепляются к обручу и перекрещиваются на темени. Еще одна пара ремешков пришивается по бокам головы по направлению к подбородку. На этих ремешках прикрепляется застежка в виде пряжки или липучки.
Не пришивайте все ремешки сразу намертво. Сначала приметайте их, тщательно примерьте и только потом закрепите надежно. Кожаный обруч приклейте к скорлупе. Чтобы шлем был более комфортным, пошейте съемную подкладку из мягкой ткани, которая создаст вам удобные условия.
Еще одна важная мелочь – это так называемая «юбочка». Она защитит вас от пыли и насекомых. Ее также следует делать съемной. Для «юбочки» возьмите хорошо растягивающийся полоску трикотажа, протяните по всей ее длине шнурок, а затем прикрепите к подложке у основания шлема.
В заключение запомните несколько советов. Общий вес мотошлема не должен превышать 1,5 кг. Слишком тонкая скорлупа будет иметь плохую степень защиты, а слишком толстая будет вызывать дискомфорт при использовании шлема. Произведите, экспериментируйте, и, возможно, ваш мотошлем станет непревзойденным экземпляром среди десятков ему подобных изделий.