ГРИМИРОВАНИЕ карнавальное: что нужно знать об искусстве грима и праздничного макияжа
Для правильного гримирования недостаточно иметь только хорошую фантазию.
Для того чтобы не нанести вред организму, нужно знать структуру черепа. Череп состоит из двух отделов: лицевой и мозговой. Мозговая коробка содержит в своем составе парные и нечетные кости, такие как теменная, затылочная, височная, лобная. Также сюда входит основная кость, формирующая фундамент черепа. В лицевой отдел входят челюсти и много мелких косточек.
Именно с помощью этих костей на черепе сформировались холмистые и впадины.
В общей сложности выпуклостей шесть. Из них одна подбородкая, две височные, одна носовая и надбровная дуги.
Впадин одиннадцать.
К ним относятся подвисочные, глазные, височные, челюсти, носогубная, носовая, надбровная. Важную роль играет выражение лица. Он зависит от тонуса лицевых мышц. Мышцы, отвечающие за мимику, обладают способностью сокращаться. Их называют мимическими.
Раньше мимика пользовалась активной популярностью в театрах. Актеры пользовались им при любых ролях. Именно таким в те времена было актерское мастерство.
На сегодняшний день люди продолжают выражать свои эмоции с помощью мимики. Театры разных стран предпочитают проявлять эмоции по-разному. Еще одним интересным фактом является то, что человек способен отыграть одну и ту же эмоцию разными способами и все это будет зависеть от обстоятельств. Именно поэтому у каждого человека свой характер.
Когда один может летать от радости, другой будет интровертом. Также на наши эмоции влияют ситуации. Одна эмоция у людей всех возрастов также может отличаться. Мимические мышцы частично уродуют наши чувства и этим очень удачно пользуются актеры. Но во время игры у молодых людей выражение лица может слишком искажаться и тогда зрители наблюдают наигрывание. Поэтому для демонстрации мимики не рекомендуется использовать молодых актеров.
Поговорим о функциях мышц лица. Знали ли вы, как формируются лобовые горизонтальные морщинки? Эту функцию выполняет лобовая мышца. Механизм его действия состоит в том, что поднимается кожа лба и бровей и таким образом формируются складки. А еще во время этого процесса раскрывается глазная щель. Формируется такая эмоция как внимание.
Следующая мышца – круговая мышца глаза. Он состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть выполняет функцию опускания брови, ее выпрямление. Также она формирует складки на переносице. Нижняя часть выполняет противоположные функции. К примеру, выпрямляет эти морщинки. Нижняя мышца поднимает нижнее веко. Также есть мышца, которая двигает брови. Он находится выше надбровных дуг. Эта мышца поднимает внутренние кончики бровей вверх. Наружные кончики двигаются наоборот. Также он формирует поперечные носовые складки, которые могут продолжаться до переносицы. Эта мышца отвечает за эмоцию печали, потому что располагает брови в косом положении.
Но для того чтобы передать эту эмоцию, достаточно и обычного пустого выражения лица. Если говорить об эмоциях радости, в их формировании принимают участие такие мышцы как лобная, височная и круговая мышца рта. Эту эмоцию можно распознать по следующим признакам: губы растягиваются, а нижнее веко поднимается. Есть такое явление, как улыбка глаз. Она образуется при сокращении вышеупомянутых мышц радости. Чувство отвращения можно показать с помощью зажмуренных глаз и опущенных губ. Сделают это орбитальные и треугольные мышцы, находящиеся у углов рта.
Дополнят эту функцию поперечные мышцы носа, находящиеся над его крыльями. Иногда из-за чрезмерной игры актеры способны превращать негативные эмоции во злые. Следует помнить, что отрицательные персонажи привыкли скрывать свои чувства. Следует избегать демонстрации негатива. Страх формируют лобную мышцу и подкожную мышцу шеи. Для обнаружения злости прилагается верхняя колесная и жевательная мышца.
Мимика – непременный инструмент актеров
На мимику нужно тратить много времени, потому что именно она отличает актера от обычного зрителя. Но для идеально сыгранной роли одного актера недостаточно. Поэтому на помощь спешат гримеры. Морщинки формируют нужный тип лица. Но в некоторых случаях, пытаясь воспроизвести хоть одну эмоцию, гриммер может только помешать актеру. К примеру маска вора. Гример может полностью воспроизвести ее, подчеркивая губы, брови, но тем самым сделать образ фальшивым. Каким бы ни был вор, его роль в спектакле должна подчеркивать не только злость.
Актер должен проявлять и другие чувства, чтобы сделать свою роль более яркой. Тем более маска будет мешать этому процессу и не позволит показать всю выразительность лица. Именно для этого при гримировании нужно учитывать кого играет актер и основные характеристики его персоналии подчеркивать лишь слегка.
Основная задача актера – найти действительно свой грим. Например, есть маски, в которых основной фишкой является узкая глазная щель. Но для описания всего образа этого маловато. На протяжении всей игры узкий разрез нужно поддерживать и воочию. Грим всегда важно дополнять собственной игрой. Актер, правильно носит грим – это тот, кто умеет совмещать маску и мимику.Гримеру также нужно владеть знаниями по анатомии. Но и этого бывает недостаточно. Каждое лицо имеет свои особенности и недостатки, и их надо уметь замечать. К примеру, к вам приходит актер с худым лицом, высоко поднятым лбом. Если он будет играть молодого человека, то для гримирования особых усилий не нужно, достаточно сделать эти черты четкими. А если актер будет толще, то для того чтобы достичь нужного результата, времени понадобится гораздо больше.
Иногда вымышленные нами стандарты могут нас подводить.
Например, если в жизни человек очень хороший, зрителю со сцены он может показаться совершенно другим. Так может случиться, если грим сделан не профессионально, без учета особенностей этого человека.
Вместо того чтобы полностью убрать недостатки и подчеркнуть преимущества, гример сделал наоборот. Например, если человек худ, мастер случайно может сделать его черты тоньше. Но если гриммер будет знать анатомию, этих проблем легко избежать. Каждый человек, желающий загримироваться, должен полностью знать свое лицо.
Нужно по настоящему владеть им и знать как и что выделить или скрыть для того, чтобы создать тот или иной образ . К примеру, актер с маленькой головой и широким овалом лица вынужден играть роль привлекательного человека. Не зная правил гримировки, человек может гладко зачесать свои волосы и тем самым сделать голову визуально меньше, а лицо больше. Это будет смотреться комично. Для того чтобы изменить пропорции, стоит лишь придумать соответствующую прическу.
Пропорции – непременный и действенный путь в гримировании, в то время как для комических образов нужно создавать диспропорции. Но искусные актеры никогда не будут применять неудачный грим, чтобы развеселить зрителя. Известный артист И. Ильинский был любимцем публики именно потому, что умело проживал характеры своих персонажей.
Одними из гримировочных средств являются жировые краски. Это специальная масса для лица, снять которую можно с помощью вазелина. Они имеют один недостаток – способность замерзать при низких температурах. Поэтому наносить нужно путём растирания. Также на жировые краски плохо влияет солнце, поэтому хранить их нужно в местах с умеренной температурой воздуха.
Комплект состоит из восьми или девяти цветов.
- Белый. Чаще всего его используют для разбавления, чтобы создать более нежные оттенки других цветов.
- Светлый розовый оттенок.
- Основой служит темно-розовый цвет с желтым оттенком.
- Кармин. Он применяется для румянца или легкого грима.
- Бакан. Проще говоря, темно-красный. С помощью него создают румянец героям преклонных лет.
- Коричневый – для затенения. Также его часто сочетают с цветом бакана для изображения морщин.
- Синий. Им поднимают глаза и рисуют синяки.
- Черный применяют для глаз и смешивают для усиления цветов. Иногда в наборе можно найти желтый цвет.
Если вы собрались наносить грим, но нет черного и синего цветов, не проблема, ведь их используют редко. Другие цвета можно заменить. Для этого возьмите белую, коричневую и красную краску.
С их помощью вы также сможете создать любой цвет. Мы расскажем вам, как получить некоторые оттенки. Светло-розовый. Для этого возьмите палитру и налейте туда белую красную краску. Далее добавьте коричневый и вот у вас на столе уже есть темно-розовый оттенок. Белую краску всегда используют в качестве основы для смешивания. Но если его нет, заменителем может стать порошок с жиром. Вместо красного – помада или свекла.
Темные цвета – жженая пробка или березовый уголь. Если вам необходимо покрыть гримом всю поверхность, наносите его руками. Этим способом можно прорабатывать все толстые линии. Брови формируем методом тушения, или тонкими кисточками. В настоящее время существуют наборы и для кинематографии.
Этот набор состоит из десяти оттенков. Такие краски обладают более высоким качеством. Они способны формировать плотный пласт, поэтому нужно наносить в малых количествах. Если вы приобрели редкие краски , для нанесения воспользуйтесь губкой.
Тушение
Этот этап производят параллельно гримированию. Ее можно выполнить сожженной спичкой или своими руками. Возьмите бумагу, сложите ее пополам и сформируйте конус.
Лакирование
Бороду усы присоединяют с помощью специального лака, который можно приобрести в магазине с товарами для грима . Он очень удобен при нанесении, легко смывается. Для того чтобы нанести новый слой, нужно отодрать старый. Заменитель – накожный клей. Канифольный лак можно создать собственноручно. Для этого достаточно нагреть спирт и растворить в нем канифоль. Для безопасности кожи никогда не пользуйтесь обычным клеем.Краски для гримировки достаточно безопасны, потому что изготовлены из натуральных компонентов, но применять их нужно правильно.
Для того чтобы понять все правила, предлагаем разделить их на две группы: гигиенические и технические.
Гигиенические: чистое лицо. Протрите его водой. Руки также должны быть чистыми. Перед началом лучше продезинфицировать все рабочие материалы и инструменты, чтобы избежать повреждения кожи. Краску никогда нельзя втирать глубоко в кожу. Старайтесь соблюдать одинаковое направление нанесения краски.
Перед тем как снимать грим, его нужно смазать жиром, затем смыть и вытереть кожу.
Смывать нужно теплой водой, чтобы она проникла в поры и вымыла оттуда остатки жира. Холодная вода наоборот может их задержать.
Если есть желание, можете выбрать краски, сделанные на водяной основе. Тогда для смывания нужно только теплая вода и мыло. Технические правила: посадите актера ровно перед зеркалом, освещение должно быть качественным, чтобы было видно все лицо, лампы должны находиться на уровне глаз. Уберите волосы с лица, чтобы они вам не мешали.
Длинные волосы можно завязать. Парик со лбом следует одевать до гримирования. Также важно проверить правильность одевания, прежде чем закреплять. Если парик неравномерно прилегает к участку лба, нужно натянуть его вверх. Еще несколько ориентиров: если вы видите сплошную линию на лбу, парик слишком высоко, а если парик без лба, то нужно обращать внимание на его положение на висках. Всегда нужно стараться закрепить парик. Еще для правильного ношения необходимо компактно скрыть волосы. Женщины очень часто делают так: длинные волосы разделяют на две части и складывают их друг к другу.
Если парик высокий, то волосы собирают так, чтобы они не меняли формы головы. Большинство волос укладываются на высшую часть. Закрепить волосы шпильками плохая идея. Лучше сделать это с помощью марли. Закрепление нужно производить на затылке. Если волосы короткие, то заколки также нужно закрепить под марлей.
Если женский парик , то одевать его начинают с затылка и заканчивают на висках, закрепляют кончики на голове шпильками. Прикрепление должно быть надежным. Что касается больших размеров, то женский парик прикрепляют крепче, а мужской ушивают. Излишнюю глубину уменьшают поперечным швом, а если мелкий, то разрезают и добавляют тот материал, из которого сделана основа (она называется монтюр и на нее обычно нашивают волосы).
Пышные парики удобнее носить, когда они уже причесаны, а сглажены наоборот зачесывать на голове. С длинными волосами есть определенные проблемы. В таком случае ткань, которая прилегает ко лбу, лучше присоединять отдельно. Как это сделать? Берем ткань, один край клеим на лоб, другой разделяют на две части и завязывают на затылке.
Процесс гримировки также имеет свои правила последовательного наложения: если нет дополнительных наклейок, то начинаем делать общий тон. Далее наносим румянец. Затем приводим контуры углубления, бугристости. Переходим к глазам, губам, бровям.
Для того чтобы актер мог свободно владеть своей мимикой, нужно как можно меньше краски. Основной целью является то, чтобы ни актер, ни зритель не чувствовали присутствия грима. Каждую краску нужно наносить чистыми руками и избегать смешивания цветов. Кисточка надо держать трясогузкой. Каждый цвет должен быть нанесен чистым инструментом. Или вы можете пользоваться одной кисточкой, каждый раз моя ее. Никогда нельзя рисовать многие мелкие детали.
Также не рекомендуется делать большую разность оттенков. Вы всегда должны поддерживать соотношение формы и размеров. Еще учитывайте, что оттенок будет зависеть от силы нажатия. Не бойтесь перерисовывать неудачные мазки. Если выступил пот, его нельзя размазывать, а нужно убрать нажимая на лицо. Пудру следует наносить в самом конце, чтобы не испортить краску. Ее цвет должен соответствовать цвету базы и возрасту вашего персонажа.
Молодые светлые оттенки, наклонные темнее. Наносим пудру легко с помощью ваты. Для наложения равномерного слоя, совершайте движения в виде встряхиваний. Излишнюю пудру также необходимо убрать, используя разные инструменты в соответствии с разными частями лица. Пудра служит коррекцией для всего грима. Когда наоборот нужно изобразить пот, используют глицерин. В самом конце добавляют брови, бороду, усы. Но если уши или нос вы добавляете в виде наклеек, не забывайте скрывать края. Место соединения покрывают ватой, а затем прикрепляют к коже.
Для покрытия используют лак. Все это смачивают водой для того, чтобы и вата и лак стали крепче. Покрываем все общим цветом. Этот способ позволяет не только замаскировать края, но и укрепить их. Еще одной сложной задачей для актера является умение сохранить первоначальный вид грима на протяжении всей игры.Именно поэтому во время антракта внешний вид актера полностью восстанавливают от прически до грима. И это еще не всё. В свободное от игры время актеру рекомендовано минимизировать количество движений своего тела.
В гримировании немаловажную роль играют цвет и форма. Худое или толстое лицо – форма, бледное, смуглое – цвет. Возраст, выражение лица, мимика зависит от грима, который передается с помощью форм и цветов.
Форма лица зависит от правильного расположения оттенков на нем. Именно оттенками можно создавать иллюзии лица. Главное – уметь их создавать. Если на плоской поверхности рисовать выпуклости там, где они должны находиться в реальности, наш мозг будет воспринимать такую поверхность объемной. Так же можно изобразить вогнутые поверхности. Именно тени меняют наше зрительное восприятие. А еще огромное значение имеет интенсивность цвета.
Светлые участки будут к нам ближе, а темные наоборот будут удалены. Относительно актерской игры тени и дистанция существуют и там. Неправильный свет и расстояние от зрительного зала непременно могут испортить обзор. Поэтому грим нужен даже тогда, когда актер привлекателен и без него. Гримование не будет лишним, а лишь подчеркнет выразительность лица. Оттенки колоссально изменяют форму лица. Но нужно соблюдать меру. Помните, что темные цвета способны сузить лицо, а свет наоборот расширить его. И еще немаловажное значение имеет толщина нанесенного слоя.
Но для профессионального гримирования знаний о тенях будет недостаточно. Нужно знать места, где действительно следует делать деформацию, чтобы не испортить естественный вид. Следует не забывать об анатомии лица и местоположении тех или иных мышц. Чтобы добавлять свои впадины и выпячивания, прежде всего, нужно изучить лицо актера.
Например, при увеличении височных ямок, лоб будет казаться уже. Краску для гримировки необходимо накладывать на объемные участки лица, так как самую большую роль играет форма черепа. Тени способны делать нужные места глубже, а также отлично подходят для изображения морщин.
Многие думают, что приобретут комплект красок с инструкцией для применения. Но это не так, цвета вы должны подбирать самостоятельно, в зависимости от цвета основания. В любом случае, ваш общий фон, а также выпуклости и ямки должны быть нарисованы разными оттенками одного цвета. Перед началом гримировки определите основной цвет.
Выразительность грима зависит от техники его наложения.
Техника живописи рассчитана на актеров переднего плана. В этом случае игра должна быть максимально легкой. Но если возможны проблемы с освещением, грим должен быть ярче. Переход из одного цвета в другой должен быть незаметен. Яркость своего грима нужно подстраивать под величину зала.
Цвета на лице должны совмещаться с освещением. Иногда на сценах используют красное освещение. В таком случае не требуется много помады. Чтобы окончательно убедиться в безупречности работы, нужно проверять грим и на сцене.
Также на гримирование влияет естественный цвет кожи, который зависит от многих факторов.
Для здорового человека характерен розовый оттенок. Человеку с малокровием принадлежит бледный цвет кожи. Желтуха придает коже желтую окраску, а цинга зеленоватую. Люди, работающие под солнечными лучами, всегда обладают прекрасным загаром. Больше всего от прямых лучей страдает лицо. Но если коже не хватает солнечного света и кислорода, она станет немного бледной. У молодежи кожа всегда упругая.
В то время как у пожилых людей на коже появляются морщины. Такая кожа постепенно приобретает землистый оттенок с синими пятнами из-за поверхностного расположения вен. Эти особенности также следует учитывать при гримировании. Теперь поработаем над основой. Ее производят с помощью двух оттенков одного цвета. Но их не нужно использовать по отдельности. Их нужно смешивать. А еще, для нужного фона, вы можете добавить краску совершенно иного цвета.
Было бы смешно, если бы каждый комплект содержал инструкцию по использованию конкретных цветов. Но всегда нужно соблюдать соотношения. Опять-таки оно зависит от основного фона. Основание должно состоять из одного цвета, который усиливается или ослабляется в разных местах. Единственные цвета, которые могут добавляться это темные и светлые для создания фигур. Есть определенные правила сочетания цветов. Например, если за основу взять сероватый цвет, для того чтобы нарисовать морщины можно использовать коричневую краску.
Чтобы осветить цвет, нужно добавить основную краску, а для ее усиления можно добавить такой цвет как бакан. Если же красный фон, тон смешивают с коричневой краской. Для выпуклых участков лучше взять розовый цвет с желтым оттенком. Смешивать цвета нужно в правильных пропорциях. Конкретных правил смешения не существует, опыт приходит только с практикой. Также следует знать, что для усиления или ослабления используют черный и белый цвет. Да и помним о возможности образования уже известных нам цветов.К примеру, если смешать синий и желтый, получим зеленый. Последовательность наложения основного тона: вместо палитры используем левую руку. Пальцами правой руки берём необходимую краску и размешиваем на палитре. Краску на лицо наносят указательным пальцем. Накладываем грим постукиваниями в определенном направлении.
Соблюдаем правила светотени. Общий фон не всегда должен быть равномерным. Основное правило: прячем недостатки светлыми цветами, а выпуклости подчеркиваем темными. Для сужения лица темный цвет нужно наносить по бокам, а светлый посередине вплоть до подбородка. Основной тон абсолютно по всей поверхности должен быть нанесен тонким слоем. Для создания образа человека негроидной расы грим лучше наносить жженой пробкой. Его легко смыть. Формируя загар, грим нужно наносить на наиболее видимые участки тела. Для выполнения этого процесса существует специальный рецепт смешивания красок. Смывают его с помощью мыла и теплой воды.
Преимуществами является то, что эта смесь достаточно устойчива и не портит естественный вид лица. Каждый гример должен четко знать роли актеров для того, чтобы нужные краски для гримировки были приготовлены раньше времени. Цвет румян подбирают в зависимости от цвета основания грима. Чем светлее фон, светлые и цвета и наоборот. Поэтому для этого не используют чистую краску. Обычно производят сочетание цветов в зависимости от основного.
Красная краска также применяется для изображения теней. Это следует помнить для того, чтобы уметь устранить дефекты при чрезмерном количестве румяна. Также красную краску используют. Фон игры должен получиться ярким и выразительным. Способ нанесения такой же. Главное правило – плавный переход между цветами и сопоставление их с основным фоном. Растушевка начинается с краев к центру, переходя из бледного к ярким оттенкам.
Для нанесения румян тоже нужно знать анатомию лица, а главное идею грима. Но от неправильного нанесения вас спасут наши схемы. Этот способ поможет вам не изменить существенно форму лица.
Этот вариант делает лицо более округлым. Нанесению подлежит верхняя часть щек по направлению к глазам. Небольшое количество добавляем на подбородок.
Переходим к сужению лица. Румянец наносят ближе к ушам. Переднюю часть обеих щек оставляют светлой. Подбородок тоже оставляем без изменений.
Еще одним материалом является порошок. Наносим сверху пальцами после полного окончания всего грима. Лишний материал принимают с помощью ваты.
Большое внимание уделяют морщинам. Они образуются в местах более активной работы мускул. Вернее, они формируются при постоянной работе одной и той же группы мышц.
Морщины – складки кожи, небольшие впадины. Поэтому рисуя их, недостаточно одной линии, изобразить нужно максимально подробно, учитывая форму. Так же используем цвета более темных оттенков. Основную линию рисуем кисточкой, а растушевание производим пальцами. Центр должен быть более темным. Линия не должна быть ровной.